11 Апреля 2014 К дню Космонавтики
В честь знаменательного события в истории России и российской науки, ЦК КПРФ учредил Памятную медаль «300 лет М.В. Ломоносову». Награждения медалью удостаиваются учёные, внесшие заметный вклад в мировую и отечественную науку, государственные деятели, способствовавшие внедрению научных результатов, ветераны, заслуги которых отмечены высшими наградами СССР, Герои, кавалеры государственных наград и лауреаты государственных наград СССР и России. Например – это АЛФЁРОВ Жорес Иванович, академик РАН, основатель движения «За возрождение отечественной науки», ПРИМАКОВ Евгений Максимович, академик РАН, ДЕМОНИС Иосиф Маркович – кандидат технических наук, известный ученый в области керамических материалов и технологий литья лопаток газотурбинных двигателей и многие другие. В канун Дня Космонавтики этой наградой был отмечен и технический директор ЗАО «Гелиос» Смирнов Виктор Иванович за большой вклад в разработке систем автоматики управления криогенными двигателями космических аппаратов, в частности системы «Энергия-Буран». Медаль от имени руководства КПРФ вручила Рычкова Ирина Леонидовна , глава горкома КПРФ г. Братска, депутат Законодательного собрания Иркутской области.

Виктор Иванович Смирнов:

- С космонавтикой была связана практически вся моя работа в Ангарском опытно-конструкторском бюро автоматики. В 1967 году я начал работать в этой организации. Сначала это были запуски метеорологических ракет с полигона Сары Шаган в посёлке Приозрский в Казахстане. Там на разных площадках испытывались разные типы ракет. Например, противоракетный щит Родины – противоракеты А35, А135.


Через десять лет нас по особой программе привлекли к работам по подготовки технологических систем криогенных двигателей. Тогда на создание космической техники работал весь научный потенциал Советского Союза. У нас в стране было 11 таких ОКБ. В том числе головная организация в Москве – руководитель Лужков Юрий Михайлович, гл. инженер – Попов Геннадий Павлович, ракетный наземный комплекс возглавлял академик Бармин Владимир Павлович.

За 10 лет Ангарским КБА была полностью создана система автоматики для ракетных двигателей многоразовых систем. Необходимость создания советской многоразовой космической системы как средства сдерживания потенциального противника была выявлена в ходе аналитических исследований. Было показано, что США, введя в эксплуатацию свою многоразовую систему Спейс Шаттл, смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара.

Финалом был запуск 18 ноября 1988 года с космодрома «Байконур» ракеты –носителем «Энергия» многоразового корабля «Буран». Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку. Полёт прошёл без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием советского бортового компьютера и надёжного советского бортового программного обеспечения, в отличие от «шаттла», который может совершать посадку только на ручном управлении.. Второй полет неоднократно переносился по срокам По планам середины августа 1991 г. старт намечался на декабрь 1991 г.

Не нужно рассказывать, что это были за даты в нашей истории. После первого запуска проект был свернут. Поговаривают, "Энергия - Буран" пала жертвой сепаратного договора Горбачева с Бушем-ст., по которому мы прекращали многоразовую космическую программу, а американцы отказывались от стратегической оборонной инициативы.

Этот проект стал последним крупным достижением советской космонавтики.



Высота – 25. До Земли – еще четверть часа.

Возвращенье домой из глубин его звездной обители.

И готова уже для посадки его полоса

Путь к которой лежит под охраной из двух истребителей.

Вот прошел через слой так не вовремя взявшихся туч

На Земле тишина. Все застыли в тревожном молчании

Весь полет его был словно яркий космический луч

Озаривший для всех фантастические расстояния

Вот и всё. На Земле. Слышна радость у всех в голосах.

И создателей все поздравляют с бесспорной победой.

Он проделал свой путь за неполных четыре часа.

Кто же знать мог тогда, что полёт этот станет последним?!

Виталий Чубатый,

«Первый полет «Бурана»»




Возврат к списку