19 Декабря 2013 28 декабря ЗАО «Гелиос» - 45 лет! Завод со знаком качества

Немного предприятий сохранилось с советских времен, еще меньше претерпели за это время модернизацию. Братский пивоваренный завод, основанный в 1968 году, относится к редким исключениям.

О том, как в сложных условиях производство не просто сохранилось, а выросло, рассказал Почетный гражданин Братска, генеральный директор ЗАО «Гелиос», Владимир Смирнов, который стоит у руля завода уже 40 лет.

- Владимир Иванович, сегодня пивоваренный завод по оснащению не уступает крупнейшим российским предприятиям и ведущим пивоварням Германии и Чехии. Как вы к этому пришли?

- Когда завод запускался, проектная мощность предприятия была 680 тысяч декалитров пива и 300 тысяч декалитров безалкогольных напитков в год.

Благодаря четырем крупным реконструкциям и неоднократной замене оборудования, сегодня ЗАО “Гелиос» — это одно из современнейших предприятий пивоваренной отрасли. Весь цикл производства на заводе происходит на новейшем оборудовании от признанных мировых лидеров. Теперь мы можем выпускать 400 тысяч декалитров пива 24 сортов и триста тысяч декалитров безалкогольных напитков 30 наименований ежемесячно.

- В нашем государстве в разные годы выходили законы, ужесточающие продажу и производство пива. Да и конкуренция на рынке немалая. Как вам удается выживать в таких условиях?

- Действительно, за время существования завода было четыре мощнейших государственных наката на отрасль. Не удивительно, что из 4800 пивоваренных заводов, которые существовали в советское время, на сегодняшний день осталось меньше 200. В Иркутской области сейчас работает только «Гелиос» и недавно построенные заводы в Иркутске и Ангарске.

Выживаем трудно. Я регулярно езжу по Сибири, налаживаю контакты с людьми, которые берут нашу продукцию. Сегодня ее можно увидеть в торговых точках Иркутской области, Бурятии, Красноярска, Новосибирска и Читы.

Что же касается конкуренции, то к тому времени, когда, например, «Балтика» пришла в Сибирь, мы уже наработали положительный имидж у потребителя. Поэтому ее появление не сильно по нам ударило. «Гелиос» работает по классической схеме приготовления пива. Мы варим пиво от 30 до 110 дней, выбраживая его в естественных условиях, как нас учили пивовары Чехии и Германии.

Классическая технология хороша не только тем, что позволяет выпускать вкусное живое пиво, она еще и весьма мобильна - выпуск продукции можно регулировать в зависимости от нужных объемов.

Из-за ужесточения законов спрос резко упал, и заводы, использующие сверхбыструю технологию пивоварения, вынуждены останавливаться. В частности, это касается новых предприятий в Чите, на грани останова завод в Ангарске.

Это в советские времена был четкий план. Тогда и сырьевые ресурсы выделялись, и готовая продукция уходила по разнарядке. Помнится, мы у себя повесили лозунги: «План – закон, перевыполнение плана – честь». Так и старались работать. В рыночной экономике, к сожалению, действуют другие законы.

- Наверняка и вас подбивали перейти на ускоренную технологию?

- В свое время нас пытались заставить отказаться от классической технологии, но мы к тому времени побывали в Германии, в Чехии и знали, чем это чревато, поняли, почему сами немцы и чехи варят пиво по классическим технологиям.

Нередко под маркой «Гелиоса» продают чужое пиво, что существенно бьет по нашему имиджу. Например, в Братске как-то организовали подпольный цех. В кеги из-под нашего пива торговцы переливали просроченный напиток разных производителей и по дешевке продавали. Я обратился в милицию, мы изъяли пять фур контрафактной продукции, но привлечь нарушителей к ответственности не получилось. Подобное предприятие открыли и в Тулуне, где в наши кеги с нашими этикетками сливали просроченное пиво и продавали как братский продукт. Я пытался через прокуратуру организовать проверку, так бесполезно, мол, по закону только раз в три года можно инспектировать предприятия. На мой взгляд, пищевую продукцию надо проверять ежедневно, чтобы людей не травили.

Несмотря на то, что с тех пор прошло десять лет, у некоторых потребителей пива сложилось стойкое мнение, будто братские пивовары химичат. И это весьма огорчает, ибо я с самого начала работы на предприятии говорил, что наш завод никогда суррогата выпускать не будет, и слово свое держу.

Когда объявили первую антиалкогольную кампанию, мы стали производить кондитерские изделия, разливать растительное масло, печь хлеб. Расширили производство газированных напитков, квасов и минеральной воды. Кстати, год назад, когда перестали выпускать «Тархун», «Крем-соду», «Буратино», ребятишки уже через моего внука стали спрашивать, куда делись эти напитки. И мы вернули их на прилавок. Люди ценят натуральные продукты, особенно сегодня, когда в продаже много заменителей. Мы же всегда боролись и боремся за качество своей продукции. Недаром на нашем заводе висит лозунг «Лучше уж никак, вместо как-нибудь», то есть лучше вовсе не делай, чем сделаешь плохо. Наше предприятие многоотраслевое, и вся наша продукция - безалкогольная, пивная, молочная, мясная – всегда будет только натуральной.

- В просторных холлах управления уже нет места орденам и медалям, которыми удостаивают вашу продукцию. Вам вручили много престижных международных наград, среди которых «Золотая пальма» (Ницца), «Большое золотое клише» (Тель-Авив), «Золотой Меркурий» (Амстердам), «Мальтийский рыцарь» (Мальта).

- Мы уже перестали отправлять свою продукцию на выставки, а она все равно туда попадает. Новосибирск, к примеру, наше пиво отправил на конкурс в Самару, и оттуда пришло приглашение на награждение «Национальным Знаком качества». В начале декабря из Москвы получили другое сообщение - что пиво «Братское» признано лучшим пивом 2013 года, а пиво «Брюдерлих» получило серебряную медаль.

- А какая победа самая дорогая?

- Горжусь тем, что в советское время наше предприятие было в числе двух заводов, которые имели знак качества на пиво «Жигулевское». Оно тогда было массовым и составляло до 85% от общего объема выпускаемой продукции. О нас тогда узнала вся страна. В те времена лучшим предприятиям вручали переходящие знамена. Так мы завоевали все знамена – городское, районное, областное, российское и всесоюзное и продержали более 40 кварталов подряд, более того, они передали на вечное хранение. Эти знамена до сих пор стоят у нас на виду и являются символом чести и добросовестности предприятия.

- Вы никогда не стоите на месте. Расширили производство, создали целый совхоз в Большеокинске, организовали лечебницу для своих работников в Белокурихе. Наверняка есть какие-то новые планы.

- Сегодня мы купили пять га земли в Белокурихе и планируем развести виноградники. Думаем построить небольшой завод по производству сырья для безалкогольных напитков и, возможно, вина. Также развиваем там собственную пасеку. Уже в этом году мы привезли из Алтая три тонны натурального, гелиосовского меда. Кроме того, планируем в ближайшее время открыть мясной цех по выпуску сначала копченостей, а потом и колбасных изделий.

- Владимир Иванович, в чем секрет успеха вашего предприятия?

- Безусловно, в наших людях. Это их трудом мы добились таких результатов. Я горжусь своим коллективом. Раньше на заводе работало 134 человека, сегодня, благодаря другим отраслям и росту объемов, трудятся 500 братчан и селян. И это при полной автоматизации производства. Все наши инженерно-технические работники – это высокопрофессиональные специалисты. Они проходят хорошую школу, и если уходят в другие организации, то там уверенно занимают более высокие должности.

В «Гелиосе» работают честные, добросовестные люди, которые в трудную минуту не бросят. И я не могу обмануть их надежды. Поэтому сделаю все, чтобы сохранить наш завод.

Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить коллектив славного «Гелиоса» с юбилеем и наступающим Новым годом! От всей души желаем вам продолжать завоевывать новые рынки и радовать нас новой продукцией. Успехов вам, здоровья и исполнения всех самых смелых желаний!

Венера ЛИСКИНА

(Братский лесохимик)


Возврат к списку